Элино бик1ихе элукьно безу,
Элуз гьуне межур кьидимакь зезу.
«В историческом общении с другими народами, само утверждается и сам этнос, а находясь в ассимиляции, этнос обречен на вымирание». Р. Абдулатипов У каждого дидойца два сердца – одно истекает кровью, другое стойко терпит. Кидироси Жабулав Сасугани ас райси Цезияс милатйолъ адез йалъру проблемаби йилъа л1ебазалъ гьуникь рижа элур зах1мат рохъхо. Цезиялъгон бол1ехси эжени х1акимер элулъей «льжепатриотби» л1ино эл1ин несир къиду бок1хоси агьли. Амма х1онез цейза, бал1ахакьозо т1ут1акь букьи бок1хоси ану. Цекьо керохъ сасив ас райноси, цейби ас рецулъаце осахор ризихоси. Цезияз керозахъ жахъулъгон ритис сасугани ас. Элан цейза билъе осакьай бода кези бохъхо жахъулъ иш. Нелъкьаза г1оло, бойхоси бакъу х1алт1и инша аллагь эла бода йолъ Москвакьазей.
Эжени Дидо
Летит орел, вдруг чувствует – ему что-то мешает. Он оглядывается и видит, что у него на хвосте сидит воробей.
- Ты кто такой? – спрашивает орел.
- Не твое дело. Следи за дорогой.

Цези эли цейби ана Цокбия ци ануру? Цези эли зейби ана Зудбия рух1 ануру?

Национально-культурная автономия "Дидойцы"

Адрес: 367018, РД, г. Махачкала, пр. Петра I, дом 49а / 48а
телефон: +7 928 986-15-05
электронная почта: nkadido@yandex.ru
рекомендуемый сайт www.firmadido.ru

Этнос и политика

В политическом плане президиум НКА «Дидойцы» реализует две стороны своих интересов. Первое - сохранение и возрождение культурного наследия дидойского народа, второе - обогащение нашей духовной культуры контактами и заимствованиями из культур других народов Дагестана и России. Обе эти стороны способствуют прогрессу. Одна ведет к расцвету собственного этноса через внутреннее совершенствование, другая - к сближению их с другими народами путем взаимообогащения, что в итоге благоприятно сказывается на личностном становлении каждого из нас. (Приложение № 7)

Эпоха насильственной ассимиляции малых народов Дагестана прошла безвозвратно, ибо по Конституции РФ и РД, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность добровольно и самостоятельно. Все народы РФ независимо от их количества получили одинаковые гарантированные конституционные права на сохранение, возрождение своей самобытности, истории, культуры и родного языка.

Чтобы сохранить этническую самобытность дидойцев неюбходимо: 1. Государству и местному муниципалитету создавать элементарные социально-бытовые условия в 46 дидойских аулах, чтобы удержать отток с гор, т.е. сохранить горные аулы. Сохранив аулы мы реально сохраним родной язык и самобытность народа.

2. Координировать усилия энтузиастов и органов государственной власти по вопросам сохранения и возрождения культурного наследия. На базе этих предложений разработать и реализовать целевые государственные программы. (Приложение № 8)

Список литературы о дидойском народе

1. Мегрелидзе И. Дидойцы и название Дидо. Тбилиси, 1941.
2. Букварь дидойского языка. М. 1992. Второе издание Махачкала, 2003 г.
3. Магомедов Д. Краткий исторический очерк о цезах. Мах. 1994.
4. Гаджиев М.Г. История Дагестана. Махачкала 1996.
5. Лугуев С. Магомедов Д. «Дидойцы (цезы)». Махачкала, 2000.
6. Цезско-русский словарь. М. 2000 г.
7. Раджабов Р.Н Синтаксис Цезского языка. М. 2001 г.
8. Магомедов Д. Национально-культурная автономия: Проблемы, поиск и перспективы, Махачкала, 2003.
9. Раджабов Р.Н. История дидойцев (цезов). Махачкала 2003.
10.Цезияз олъизас кикби (коллективный сборник стихов дидойских поэтов), Махачкала, 2007.

Hosted by uCoz