Историко-этнографическое заключение Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук от 21.08.2001г № 14110/2143  по запросу  НКА «Дидойцы» в преддверии Всероссийской Переписи населения 2002 года
  «Дидойцы или цезы (самоназвание), один из малочисленных коренных народов Дагестана. По языковой классификации относится к народам андо-дидойской (цезской) подгруппе. В эту же группы входят дидойцы (цезы), бежтинцы, генухцы,  хваршины, гунзибцы. А к андийской группе относятся: андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалы, багулалы, тиндалы. Особняком стоят арчинцы.
     Дидойцы, как и все перечисленные народы, и в языковом, и в культурном отношении, стоят близко к аварцам. Однако отказ их от отдельного учета в переписях, административно-паспортное помещение их в состав аварцев, не имеет под собой никаких научных оснований. Это было чисто политическое, волюнтаристическое решение. Дидойцы, как и все прочие перечисленные выше народы, не являются аварцами, а являются совершенно особым, отдельным, малочисленным народом, со своим особым самоназванием, самосознанием, языком, культурными особенностями. Они должны рассматриваться как отдельный малочисленный народ Российской Федерации. Напротив, аварцы, как и все 10 конституционно- перечисленных народов Дагестана (кроме агулов, цахуров, рутульцев и горских евреев, часто ошибочно называемых татами),  к малочисленным не относятся.
     Общая численность дидойцев неизвестна, но ориентировочно в пределах СНГ, в целом, их около 20-25 тысяч человек. Менее половины их общего числа проживает в Цунтинском районе Дагестана, составляя его основное население. Исторически дидойцы известны уже около 2 тысяч лет, античные источники их упоминают как дидуров.
     Таким образом, дидойцы (цезы) представляют собой один из культурно- высокоразвитых древних и автономных народов Дагестана, составляющий примерно 1% общей численности его населения. В то же время, насколько мне известно, в административной структуре Дагестана, кроме Цунтинского района, дидойцы нигде не представлены.
     Надо отметить, что в 1944-1957 годах, вслед за выселением ингушей  и чеченцев в Казахстан, практически все дидойцы были насильно и одновременно выселены из Цунтинского района на территорию Чечни, ликвидировав административный район. А с восстановлением ЧИАССР возвращены обратно. Переселение происходило под дулами автоматов, на сборы давался минимум времени, с собой разрешалось взять минимум имущества, дома, на глазах переселяемых, поджигались. В процессе переселения многие погибли от болезней и лишений.
    То есть, обстоятельства переселения не отличались от практики в отношении ингушей и чеченцев. Поэтому считаю, что дидойцев наряду с чеченцами, ингушами, калмыками, балкарцами и др., следует включить в число репрессированных народов. Необходимо способствовать изданию учебников и общей литературы, организации начального образования на дидойском языке».

Цези эли цейби ана Цокбия ци ануру? Цези эли зейби ана Зудбия рух1 ануру?

Национально-культурная автономия "Дидойцы"

Адрес: 367018, РД, г. Махачкала, пр. Петра I, дом 49а / 48а
телефон: +7 928 986-15-05
электронная почта: nkadido@yandex.ru
рекомендуемый сайт www.firmadido.ru

Краткая историческая справка о дидойцах

    Дидойцы - (самоназвание – цези), регион - Дидоэтия ( цекьо), один из коренных малочисленных народов Дагестана. Они занимают территорию высокогорного юго-западного Дагестана, соответствующую территории нынешнего Цунтинского и, частично, Цумадинского районов (с. Хушети). Некоторая часть, в Советское время, была переселена на Прикаспийскую низменность, часть  издавна живет в Грузии, Азербайджане и  Турции. Общая численность дидойцев в начале ХХI века, по неофициальным данным, составляет около 30 тыс. человек.  
    Этимология этнонима «дидойцы» до сих пор вызывает много споров. Одни ученые связывают его с грузинским словом диди «большой», «великий», другие с именем вождя племени по имени Дидо, который, якобы, «был царем дидойцев». Есть и третья версия, когда в древности чужеземцы спрашивали их, кто вы такие, они всегда отвечали «ди-ди», что в переводе означает «я-я». Впоследствии оно и закрепилось за ними как название племени «диди». А само название народа «цези», восходит к слову цей, «орел». Этноним цези состоит из двух компонентов - корня це-, и архаичного суффикса множественного числа -зи. Орел в представлении дидойцев имеет религиозно-сакральное значение. В сознании дидойцев данная птица представлялась как первопредок и, соответственно, как тотемное животное.  По сохранившимся легендам, убийство орла влечет за собой большие беды, не только на убийцу, но и на весь его род. Орел с белой головой, в представлении дидойцев, являлся носителем доброго начала. Есть и другая версия этнонима «цези». В древности дидойцы жили летом высоко в горах, как орлы «цейби», а зимой в снежных вершинах гор, как медведи «зейби» в берлогах. Так и назвали они себя - «цези», сокращенным сочетанием двух слов «цей» и «зей».
    Первые упоминания о дидойцах под этнонимом «Дидо», «Дидури», «Диди», встречаются в исторических сочинениях античных авторов, еще до нашей эры. Урартские и ассирийские источники, на протяжении XIII-VIII веков до н.э., у истоков реки Кара-су (в районе современного турецкого города Карса), отмечают страну Даиа-эни, состоящую из племени «диди». В памяти дидойского народа территория «Карса» до сих пор осталась прародиной.
Под давлением государства Урарту, племена «диди», в V веке до н.э, двинулись на восток и заселились на территории юго-восточной Грузии, вдоль реки Кура. Источники свидетельствуют: «Войско А. Македонского, победив племена Лота, далее встретило жестоких бунтурков-дидур, которые жили около реки Кура, вокруг крепости Цихе-Диди (Саркинетии), расположенной на горе Диди-Обули. После непродолжительного боя, войска Македонского в суровых условиях горных снежных склонов, не стали вступать с ними в бой и возвратились восвояси. Через некоторое время, весной они прибыли вторично и осадили крепость Цихе-Диди. Осада продолжалась 11 месяцев. Осажденные, сами вышли из окружения по тайному ходу, высеченному в скалах, и скрылись в кавказских горах». По описаниям Вахушти, «дидойцы «просверлили» эту гору (Диди-Обули), пришли и поселились здесь – около Тушетии»  (Вахушти, 1904. С. 326). После ожесточенных боев с войском Македонского, дидойцы спаслись бегством и, с тех пор, они засвидетельствованы на территории их современного расселения. Вахушти также отмечает, «Царь Грузии Фарнаваз (2 век до н.э.) посадил Эрети эриставом тушов и дидойцев». Античными авторами, Плинием (I век н.э.), Клавдием (II век н.э.), Плутархом, дидойцы отмечены уже на территории их современного расселения, т.е. на границе с Грузией, рядом с Тушетией. Они также встречаются у Птоломея, «дидоури живут в соседстве с племенем тушин».
    С 3 века до н. э.- до 8 века н.э., в исторических документах имеются сведения о государстве Албания. Античные авторы сообщают о вхождении в состав Албании 26 племен (каспиев, удин, албан, гаргареев, миков, кетов, сильвов, лбинов-лупениев, содов-исондов, гелов, легов, дидур, тидиев и др.), большинство из которых, вне всякого сомнения, отождествляются с современными народами Дагестана.
Сирийские историки, в частности, хроника Захари Ритори, наряду с крупными государственными образованиями Кавказа, называют страну Дидо. По их сведениям, у дидойцев имелось большое число крепостных сооружений.   Дидо в Х веке, остается самостоятельным политическим объединением. Об этом свидетельствуют сведения арабского путешественника и географа ХI века, Масуди. Описывая народы Дагестана, И. Гербер, в ХI веке, относительно дидойцев пишет, что они люди вольные и никогда, ни под какими владениями не состояли.
Под названием «Дидо», на Кавказе, был известен Конфедеративный суперсоюз вольных  сельских обществ, объединявший многие горские  народы Западного Дагестана. До середины ХIV века, это было самое мощное политическое образование региона. На протяжении всей истории, дидойцы поддерживали теснейшие экономические и политические отношения с Грузией, которые иногда прерывались актами взаимной агрессии. Дидойцы неоднократно подвергались христианизации грузинскими миссионерами, однако христианство здесь не привилось. Были неоднократные попытки турков, арабов и аварцев насильственной исламизации дидойских вольных обществ. Долго эти попытки оставались неудачными, но окончательно ислам укоренился в Дидо лишь в начале XIX века.
С Х111 века под флагом распространения  ислама, усиливается в Дидоэтию экспансия аварских ханов. В результате чего, многие союзы сельских обществ от Конфедеративного союза, отпадают. Так, общество Капуча (совместно с Унзо) выделилось из Дидо в период анцухо-дидойского противостояния в XVII веке. Хваршинцы входили в состав Дидо до самого начала Кавказской войны, а этноним «дидойцы» прикрепился строго к предкам современных цезов (самоназвание). В настоящее время каждый из народов дидойской группы, хотя и осознает свое генетическое родство, представляет собой достаточно замкнутую и отдельную этнополитическую единицу. С конца ХV века,  «Дидо»  остается чисто этническим понятием дидойскоязычного народа, куда  входили только три союза сельских обществ: Дидо – Шуратль (13 селений); Дидо – Асах (9 селений); Дидо – Шаитли (12 селений).
Согласно Гюлистанскому договору между Россией и Персией в 1813 году, Дагестан автоматически оказался в составе России. А территория Дидо вошла в состав России официальным договором от 29 сентября 1821 года, где старшины и почетные старики из 12 вольных дидойских обществ, обязались Российскому Императору в 6 пунктах договора, который был подписан в Телави.
В освободительную войну горцев Дагестана и Чечни (1830-59 г.г), дидойцы активно включились с 40-х годов и приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев в 1877 году.
С 1860 года территория Дидо была включена в состав Андийского округа как Дидойский участок, с центром наибства в с. Кидеро. В первые годы советской власти дидойский участок входил в состав Цумадинского район, а в 1930г. был создан отдельный район, но почему-то не Дидойский, а Цунтинский с райцентром в с. Кидеро, а через 5 лет был  перенесен в с. Шаури.
В первые годы Советской власти, увидев беспредел приезжих партийных кадров, дидойцы встал против тех, кто несправедливо устанавливал новые порядки. Последний дидойский наиб Жабулав из Кидеро, в долгом сопротивлении с  большевиками, был схвачен и арестован как кулак. Затем стихийно возникло дидойское восстание во главе с Даглас Вали. 
Для того, чтобы уговорить Вали, работники НКВД отправили к нему  Хасан-Афанди (тарикатский устар из Кахиба), но он не пошел на соглашение. Вали, через своих старых грузинских кунаков, пытался решить проблемы дидойцев, воссоединением Дидо в состав Грузии. Затем на переговоры вышли представители грузинских властей. А Вали отправил в Грузию делегацию (Парзилава Магомеда из Мокока, Церу Исмаила  из Цебари и Хантулова Омара из Хебатли) с заявлением о присоединении  дидойцев к Грузии. Переговорщики из Тбилиси обещали Вали, в случае добровольной сдачи оружия, оставить его на свободе и, по желанию восставших, положительно решить вопрос о воссоединении дидойцев с Грузией. Вали поверил и разоружился, снял все разъезды. В Тбилиси дидойскую делегацию приняли, выслушали, но в ответ передали их НКВД, которые упрятали их в тюрьму как вольнодумцев. Узнав об этом, Вали со своим отрядом ушел в лес и несколько лет держал оборону своей независимой территории Дидо. В одной из перестрелок Вали был убит, но его дочь, одетая в мужскую форму, успела отомстить за отца, стреляя в упор, но потом и сама погибла от вражеской пули. После подавления восстания Даглас Вали, под репрессии попали сотни дидойцев, которые в ссылке исчезли бесследно.
30 марта 1944 года Цунтинский район был ликвидирован.  Все дидойцы из 46 аулов были насильно выселены в Чечню. В 1955 году был вновь образован Цунтинский район (с включением в его состав Бежтинский участок), вместо того, чтобы восстановить ранее ликвидированный район  в прежних границах. А в 1991году были разделены Цунтинский район и Бежтинский участок.
За последние 15 лет, дидойцы пытаются добиться в органах государственного восстановления РФ и РД исторической справедливости по двум вопросам: 1. Придание дидойцам статуса репрессированного народа РФ. 2. Признать дидойцев отдельным коренным малочисленным народом РФ и создать письменность языка. Не получив, положенную сегодняшним действующим законодательством РФ, помощь от чванливых чиновников органов государственной власти РД, некоторые дидойские активисты, как покойный Гево-Магомед Гамзатов, проявили недоверие к власти.  15 декабря 2010 году Гево-Магомед Гамзатов в очередной раз поднял вопрос, как в период восстания Даглас Вали о присоединении  дидойцев к Грузии, с целью сохранения языка, культуры и истории дидойцев.
Дидойцы, в прошлом сыгравшие огромную роль в общественно-политической жизни Кавказа, с 50-х годов ХХ столетия из-за волевых  решений республиканских чиновников, подверглись насильственной консолидации с аварцами. Исторические очерки Дагестана, выходящие из-под пера дагестанских советских ученых 20 века, хранят полное молчание о прошлом дидойского народа, с целью стирания их исторической памяти. Им практически удалось убрать из учебников «История Дагестана» страницы по истории дидойского народа. Когда мы начали искать в архивах исторические документы о прошлом нашего народа, то были удивлены, тем,  что информации оказалось чрезвычайно мало. Это пробудило в нас живой интерес к истории своего народа. Мы полагаем, что вместе с прошлым нашего народа, начнет  исчезать его настоящее и будущее.
Тем не менее, грузинская и российская историческая наука всегда рассматривала и рассматривает дидойцев как отдельный коренной малочисленный народ Кавказа, со своей историей, культурой и языком. У дидойцев богатейшая древняя история еще с античного периода, много самобытных традиций, обычаев и обрядов. Много археологических (бронзовые фигурки, могильники), исторических (башни) памятников и памятников материальной культуры. Очень богат и самобытен  у дидойцев мир устного  народного  творчества, который представлен  пословицами, поговорками, загадками, песнями, балладами, притчами, плачами, причитаниями и колыбельными песнями, был нами собран и издан как памятник письменной культуры дидойцев «Цезияс фольклор». Мировую известность получил дидойский праздник «Игби» и хореографические этюды «Дидойский танец». Это является свидетельством того, что самобытность древнего дидойского народа, по своей сути, уникальна и является ценнейшей частью мировой античной культуры. Ее надо беречь как дидойскую культуру, язык и историю, а не как аварскую. В этом у нас существенные разногласия с органами государственной власти РД, которые пытаются жить принципами советской национальной политики.  
В последние годы НКА «Дидойцы» ведет огромную работу по изучению, сохранению и возрождению всей гаммы культурного наследия  дидойцев. С этой целью по нашей инициативе был принят п. 12 постановления Правительства РД № 142 от 20. 05. 2004 г., о разработке и принятии Республиканской целевой государственной программы «Возрождение культурного наследия дидойского народа Дагестана», с целью создания условий для сохранения и развития исчезающей национально-культурной самобытности дидойского народа (истории, языка и культуры) на долгосрочную перспективу. К сожалению, оно пока остается на бумаге.

Джамал Магомедов
Hosted by uCoz